Профилактика преступлений
и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся
Основной задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Определены следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:
● неодобряемое поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
● порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
● девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
● предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
● противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Признаками проблемных детей могут являться:
1. Уклонение от учебы вследствие:
● неуспеваемости по большинству предметов;
● отставания в интеллектуальном развитии;
● ориентации на другие виды деятельности;
● отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
● отказ от общественных поручений;
● пренебрежительное отношение к делам класса;
● демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
● пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
● употребление спиртных напитков;
● употребление психотропных и токсических веществ;
● тяга к азартным играм;
● курение;
● нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
● грубость;
● драки;
● прогулы;
● пропуски занятий;
● недисциплинированность на уроках;
● избиение слабых, младших;
● вымогательство;
● жестокое отношение к животным;
● воровство;
● нарушение общественного порядка;
● немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
● равнодушное;
● скептическое;
● негативное;
● ожесточенное.
Условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности
1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Для ребенка самый действенный образец поведения - это его родители. Асоциальное поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.
Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
3. Гиперопека.
Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.
В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.
Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
_________________________________________________________________________
РАБОТА ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Профилактикой отклоняющегося поведения в Центре детского творчества являются создание для детей среды, в которой они чувствуют себя безопасно, хорошо и интересно: представление направлений деятельности, учитывающие интересы разных возрастов и возможности интересного досуга, таким образом создавая для ребенка среду для здорового развития, в которой он находит применение своим возможностям, инициативе и реализации своих способностей и сильных сторон.
Меры по профилактике Центра детского творчества:
● формирование ряда социальных норм и правил поведения, помогающих решать задачи воспитания подрастающего поколения;
● выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков;
● выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм;
● своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста;
● изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности;
● информирование обучающихся по защите их правам, умению ими пользоваться, защищать их в случае нарушения и охраняемых законом интересов;
● оказание консультационной помощи подросткам в видении взаимосвязи личной свободы и ответственности каждого человека;
● оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением;
● просветительская работа по возможностям разрешении споров правовыми способами;
● воспитание у обучающихся навыков правовой культуры;
● применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;
● оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам группы риска;
● консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим по вопросам возможностей реабилитационно-коррекционной помощи ребенку;
● создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования;
● оказание помощи в профессиональной ориентации;
Своевременно отмеченные особенности в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Семья оказывает на ребенка активное воспитательное воздействие. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может идти по неправильному пути. Это происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся в семье нездоровых жизненных позиций. У подростка воспитываются пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует уважение к закону.
Некоторые родители не могут в полном объеме осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в связи с болезнью, занятостью, работой в ночную смену и т.д.).
Часть родителей уклоняется от воспитания детей. Особенно это характерно для неполных семей, в которых один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на учете в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей.
Нередки случаи, когда родители (или один из них) отрицательно влияют на поведение подростка тем, что ведут аморальный образ жизни: пьянствуют сами, вовлекают в это занятие своих детей, устраивают скандалы в семье, жестоко обращаются с детьми, выгоняют их из дома.
Со стороны родителей в качестве профилактики антиобщественного поведения ребенка рекомендовано:
● пресекать и установливать действия источников антиобщественного влияния;
● изъять подростка из отрицательно воздействующей на него обстановки;
● оздоровлять условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию.