100-ЛЕТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 2018 году государственная система дополнительного (внешкольного) образования детей в России отмечает свое 100-летие!

Это праздник для многих поколений мальчишек и девчонок, для которых занятия в творческих коллективах позволили определиться с профессией и дали путевку в жизнь.

В современном российском обществе дополнительное образование детей — одно из важнейших составляющих образовательного пространства. Оно социально востребовано как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка. Направленное на удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании, дополнительное образование мотивированно стремлением обучающихся самоопределиться профессионально и личностно.

Сформированное на основании потребностей ребенка, дополнительное образование создает лучшие условия для раскрытия его творческого потенциала. Художественное творчество, мастерские, школы изобразительного искусства создают условия не только для получения дополнительных знаний детьми, но и определенную систему роста и проявления различных успехов. Соревнования, фестивали, конкурсы дают возможность детской творческой личности быть замеченной и получить первые знаки признания востребованности таланта.

Так когда же все началось? Когда возникло понимание необходимости в предоставлении детям возможностей для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей? Сделаем экскурс в историю!

Историческая справка

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.

Дополнительное образование в Москве

В Москве направления развития дополнительного образования определяются подпрограммой «Дополнительное образование и профессиональное обучение» Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» на 2012 – 2018 годы. Цель подпрограммы — предоставление москвичам широкого спектра дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения.

Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин отметил: «Дополнительное образование очень востребовано родителями, и Москва будет его активно развивать, а для занятий в кружках и секциях можно будет использовать, в том числе и ресурсы «Московской электронной школы». Он также подчеркнул, что за последние годы количество детей, которые получают дополнительное образование, в Москве выросло почти в два раза — сейчас их более 800 тысяч.

План основных мероприятий ГБОУДО ЦДТ "Свиблово", посвященных празднованию 100-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России.

Перспективы дополнительного образования сегодня

На сегодняшний день в определенных видах деятельности дополнительного образования возник «продвинутый», углубленный, а по сути – предпрофессиональный уровень дополнительных общеразвивающих программ с соответствующим уровнем содержания образования и планируемых результатов.

В профессиональном образовании сегодня проходит апробацию аналогичный по смыслам и задачам инструмент. Это новая для российского образования форма итогового испытания — демонстрационный экзамен, который решает практикоориентированные задачи дополнительного образования – профориентация, профессиональные пробы, предпрофессиональная подготовка и трудовая адаптация.

Демонстрационный экзамен сдается путем показа (демонстрации) профессионального мастерства, предусмотренного базовыми разделами учебного плана образовательной программы, в процессе экзаменационных мероприятий.

Сдача такого экзамена свидетельствует о том, что обучающиеся максимально подготовлены и обладают профильной базой для плавной интеграции в учебный процесс профильного колледжа.

Инициирование подобного перехода обучающихся учреждений дополнительного образования в колледж возникло в рамках мегапроекта интеграции общего, профессионального, дополнительного и высшего образования «Готов к учебе, жизни и труду», который реализуется Департаментом образования города Москвы.

В рамках проекта каждый молодой человек получит возможность к моменту окончания школы либо получить востребованную профессию среднего звена, либо углубленные профессиональные знания по будущей специальности высшего образования, подтвердив свои компетенции сдачей демонстрационного экзамена и получив сертификат установленного образца.

Перспективность таких возможностей переоценить невозможно! Ребенок уже с малых лет имеет возможность обрести любимое дело, которому он сможет посвятить свою жизнь!